Четверг, 25.04.2024, 02:30:00
Начало Каталог статей Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню
Категории статей
Занимательно
Велоспорт
Спортивное питание
Пригодится
Праздники и символы
Рецепты питания
Computer
Статьи
Форма входа
Поиск по статьям
Наш опрос
Какой группой оборудования вы пользуетесь?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 5
Статистика
Каталог статей
» Каталог статей » Велоспорт
К возвращению Ивана Бассо

Задача написать статью об Иване Бассо поначалу казалась совсем нетрудной с довольно-таки очевидным результатом: ведь, по идее, нужно было всего лишь собрать всем известные факты из его спортивной биографии, объединить их, систематизировать и представить готовым материалом. Однако написать предстояло все же об одной из самых противоречивых фигур современного велоспорта. И по мере того, как я собирала все доступные о нем сведения на трех языках, я сама столько нового и интересного узнала об Иване, что, если бы этот велогонщик мне был доселе незнаком, я бы непременно стала его болельщицей. Ну а так как я уже таковой являюсь довольно продолжительное время, то я просто еще раз убедилась в правильности своего выбора.

Иван Бассо родился 26 ноября 1977 года в городке Кассано-Маньяго в провинции Варезе региона Ломбардия. Варезе – самый что ни на есть велосипедный край, и я имела счастье увидеть это собственными глазами. Именно там родились и начали свою велосипедную карьеру такие спортсмены, как Клаудио Кьяпуччи и Стефано Гардзелли.

По собственному признанию Ивана, страсть к велоспорту родилась в нем из-за телетрансляций еще в раннем детстве. Первый собственный велосипед появился у него в 5 лет, и уже через год он вышел на старт своих первых соревнований. Первой командой Бассо стала местная детская велогруппа San Pietro, в составе которой он одержал немало побед в своей возрастной категории. Но уже с ранних лет Бассо стремился к гораздо более серьезным вершинам. Едва сев на велосипед, он осваивал небезызвестный подъем в Априке, где жили его бабушка и дедушка и где спустя двадцать пять лет он выиграл потрясающий этап на Джиро 2006 года. Еще одним пиком, который манил его с детства, был Passo dello Stelvio, возможно, самая знаковая гора в спортивной карьере Бассо. Родители отвозили его туда на машине, высаживали с велосипедом у подножия и ждали на вершине – и всегда дожидались.

В юношеских категориях счет побед Бассо только увеличивался. В 1993 году он стал обладателем Золотого Кубка, престижного трофея, который до него завоевывали Джанни Буньо и Джузеппе Саронни. В 1995 году он стал серебряным призером Чемпионата мира среди юниоров в Сан-Марино.

Параллельно со своими выступлениями Иван по настоянию родителей получал образование в области технической геометрии, к чему относился с присущей ему серьезностью и основательностью. Эти качества во многом способствовали его становлению как велогонщика. С раннего возраста он проводил анализ всех своих тренировок и соревнований с необычайной педантичностью, учитывая все возможные факторы. И это приносило свои плоды.

Первая громкая победа Бассо состоялась в 1998 году на Чемпионате мира, где он выиграл групповую гонку в категории до 23 лет. Это событие стало сигналом к началу его профессиональной велосипедной карьеры: в 21 год Иван подписал контракт с командой Riso Scotti Vinavil и в мае 1999 года дебютировал на Джиро д’Италия. «Это было настолько волнительно для меня и настолько страшно в тот день находиться в середине группы с чемпионами, которых я видел только по телевизору, но я также был счастлив и горд потому, что достиг цели, о которой мечтал годами», - так описывал он свои впечатления от старта на Corsa Rosa.

Первые профессиональные победы не заставили себя ждать – уже в 2000 году он выиграл два этапа, в том числе индивидуальную разделку, в гонке Regio Tour и занял второе место в итоговой классификации. Его неплохие результаты в течение сезона привлекли к нему внимание других команд – и в 2001 году он оказался в коллективе Fassa Bortolo под началом знаменитого «железного сержанта» Джанкарло Ферретти.

Именно в этой команде Бассо заставил говорить о себе. Уже зимой он одержал победу на этапе Тура Средиземноморья, опередив в финишной горе Мон Фарон самого Давиде Ребеллина, а весной занял второе место на легендарной классике Флешь-Валлонь. В июле состоялся его дебют на Тур де Франс, и молодой гонщик не собирался быть на Большой Петле просто пассажиром: он участвовал в отрыве на третьем этапе и финишировал в десятке, а на восьмом этапе снова предпринял попытку убежать от соперников, но упал на спуске и сломал ключицу. Однако уже тогда проявился знаменитый несгибаемый характер Ивана Бассо – он поднялся, закончил этап и только после этого был вынужден сняться с гонки.

На Туре 2002 года Бассо вновь занял активную позицию, стремясь проявить себя на фоне самых серьезных соперников и самых трудных гор. На этапе до Мон Вонту он стал шестым, проиграв победителю Ришару Виранку три с половиной минуты, а Лэнсу Армстронгу – полторы. «Я думал, что Мон Вонту будет адом, но эта гора стала для меня раем», - позже сказал Иван облачившийся после того этапа в белую майку лучшего молодого гонщика. Он довез это почетное одеяние до Парижа, заняв в итоге в генеральной классификации 11-е место, всю гонку держась рядом с сильнейшими. Возможно, именно тогда мечта победить однажды на Тур де Франс стала для него главной, и Бассо с тех пор позиционировался как «неитальянский итальянец», который ставил французскую гонку выше родной Джиро.

В 2003 году расстановка сил в Fassa Bortolo была видна невооруженным взглядом: безоговорочной звездой команды был спринтер Петакки, состав был ориентирован на него, он же и приносил коллективу львиную долю побед. Бассо и его амбиции не находили реальной поддержки, хотя требования к нему предъявлялись высочайшие. Его подавляла железная дисциплина в команде, отношения с Ферретти становились все сложнее. Прямолинейному, авторитарному Феррону не удавалось найти общий язык с покладистым, сдержанным Бассо. Так уж получилось, что человек, который выковал из, по сути, бесперспективного с точки зрения спортивного характера Алессандро Петакки великого спринтера, не смог помочь развить Бассо то, что уже было у него в наличии – нацеленность на результат, выдержку, агрессивность. Пути их стремительно расходились.

На Туре 2003 года Петакки выиграл четыре спринтерских этапа, после чего сошел с гонки, едва она приблизилась к горам, но помощников у Бассо не осталось – команду выкосило пищевое отравление. Он прошел весь Тур всего с одним оруженосцем, но занял седьмое место в общем зачете, заявив о себе как о будущем серьезном претенденте на тройку сильнейших. Такую позицию ему могла обеспечить сильная, заточенная под него команда.

Этой командой вполне мог стать коллектив Лэнса Армстронга US Postal Service, о чем тогда ходили упорные слухи. Однако что стало бы с Бассо, перейди он тогда под начало Брюнеля? Достиг бы он того, что сейчас составляет багаж его гоночных успехов, или стал бы одним из «звездных грегари», отправив свой талант в кузницу побед ЛА? Пришло время становиться капитаном, а американская команда вряд ли дала бы ему такой шанс. И он сделал единственно правильный выбор на тот момент – подписал контракт с датской CSC под руководством Бьярне Рииса. «Я тогда сказал себе: сейчас ты можешь делать то, что ты действительно хочешь; ты можешь выбрать команду, в которой ты хочешь гоняться, тренера, с которым хочешь работать, и какую хочешь программу тренировок и гонок. К счастью, Бьярне искал нового лидера команды для Тур де Франс, и уже после нескольких встреч с ним я понял, что это тот человек, который поможет мне заново открыть самого себя».

И в CSC Ивану действительно приходилось открывать себя с новых сторон. Чего стоили знаменитые тренировочные лагеря команды! Бассо был вынужден делать то, чего не умел и чего боялся. Едва научившись плавать в бассейне, он оказался в Северном море, где соревновался со своими партнерами по команде в гонке на парусниках, преодолевая свой страх перед ледяной водой. С точки зрения развития гонщицких качеств его подготовка велась со всей серьезностью. Вместе с новым товарищем Карлосом Састре он летал в Америку, в Массачусетский технологический университет, где они тренировались в аэродинамической трубе с целью улучшить индивидуальный ход. Чтобы бороться наравне с Армстронгом, Бассо нужно было подтягивать разделку, и он упорно занимался этим компонентом из года в год.

На старт Тур де Франс 2004 года Бассо выходил уже в качестве одного из фаворитов. Весь его сезон был построен с прицелом на эту гонку; следуя примеру своего ориентира, Лэнса Армстронга, он пропускал Джиро, не растрачивая те силы, которые нужны были ему, чтобы войти в элиту веломногодневщиков на самом престижной гонке в мире. Все надежды усилия и затраты оправдались на том Туре сполна: Иван попал на пьедестал почета на Елисейских полях, заняв итоговое третье место после непобедимого техасца и немца Андреаса Кледена. В горах он постоянно был рядом с Армстронгом, что принесло победу на тринадцатом этапе – первую и пока единственную победу Ивана на этапе Большой Петли.

Слабым местом по-прежнему оставалась разделка, но уже тогда стало ясно, что у американца появился серьезный соперник, и это признавал сам ЛА. И еще более интересной это дуэль делало то, что они были не только конкурентами – они стали друзьями.

Тут, возможно, нужно отвлечься от перечисления спортивных подвигов Ивана и сделать отступление о том, каким он представляется в частной жизни. Секрет его успеха среди болельщиков не только в том, что он талантливый гонщик, но и в его личностных качествах.

Несмотря на то, что в ранние годы его профессиональной карьеры пресса величала его «итальянским жеребцом» (сейчас это уже кажется невероятным), Иван человек скромный, не любящий выставлять себя на передний план, уважающий семейные ценности. Еще в 2001 году он женился на девушке по имени Микаэла, в которую влюбился с первого взгляда, едва увидев ее в косметическом салоне (ох уж эти итальянские мужчины!). В 2003 году он уже был гордым отцом Домитиллы Бассо, которая стала активной участницей его спортивных успехов – стоит посмотреть фотографии с пьедесталов самых разных гонок: Иван появлялся на них неизменно с дочерью на руках. Микаэла рассказывает о нем как о необычайно внимательном муже и отце: находясь далеко от дома, участвуя в гонках по всей Европе, он непременно звонит домой по несколько раз в день, рассказывая о себе и интересуясь домашними делами. Возможно, Ивану повезло, и ему не пришлось делать выбор между достижениями в спорте и налаженной семейной жизнью, - в любом случае, он всегда удачно совмещал эти две ипостаси.

Совмещать велогонки и дела семьи ему пришлось и на успешном Туре 2004 года. У его матери был обнаружен рак, и этот факт, помимо всего прочего, стал точкой сближения между ним и Армстронгом. Последний помогал всем, чем мог, чтобы спасти мать Ивана, и это еще больше сблизило друзей-соперников. «Немногие сделали бы то, что сделал для меня он», - говорит Иван спустя четыре года после тех событий.

Друзей у Бассо традиционно было много, преимущественно итальянцев. Со времен выступлений за Fassa Bortolo он сохранил прекрасные отношения с Микеле Бартоли, который выступал с ним вместе и за CSC. В датской команде образовался целый итальянский клан, который до сих пор поддерживает самые теплые отношения: Бассо, Бартоли, Джованни Ломбарди и Андреа Перон.

Именно итальянцы в датской команде уговорили Бассо участвовать в Джиро 2005 года. Он не мог пока победить Армстронга на его территории, но ему по силам было выиграть родную итальянскую гонку. И Бассо загорелся идеей доказать, что можно проехать два гран тура подряд на высоком уровне, что он может выиграть Джиро, а потом дать бой американцу… с марта 2005 года эта идея приобрела новый оттенок – умерла мать Ивана, и он должен был выиграть эту гонку в память о ней.

Соперниками Ивана были соотечественники – Симони, Савольделли, Ди Лука, Кунего. В этой компании местных звезд он выглядел скорее заезжим гастролером, потому что для него всегда значение имел только Тур де Франс, но уже после первой недели стало ясно, что Иван приехал на родину с серьезными намерениями. На первой длинной разделке он стал вторым, намного опередив всех основных конкурентов, а на 11-м этапе до Дзольдо Альто облачился в розовую майку лидера. Тот этап выиграл Паоло Савольделли, но именно тогда Бассо предстал во всей своей красе, показав свою реальную силу в горах и тот стиль, в котором он собирался выигрывать. Без рывков, почти не поднимаясь из седла, он уходил от соперников, не оставляя им ни единого шанса. В тот момент казалось, что ничто не сможет остановить Ивана на пути к итоговой победе.

Однако сам он всегда реально смотрел на вещи. У меня сохранилась запись его интервью, которое он давал после десятого этапа той Джиро, в котором он говорил, что нельзя загадывать заранее, что случится в гонке. «Я могу потерять все в кризисный день в горах». Именно это и случилось, когда на 14-м этапе его сразил желудочный вирус, и он не только потерял свою розовую майку, но и проиграл 40 минут лидерам, лишившись всех шансов на высокое итоговое место. Этот этап стал переломным в карьере Бассо. И именно этот этап открыл его тысячам болельщиков по всему миру, которые по той или иной причине раньше его не поддерживали.

На дистанции этапа высился тот самый Passo dello Stelvio, который Бассо преодолевал еще ребенком. В тот день он поднимался в него неимоверно тяжело, измученный болью, обессиленный из-за того, что его организм не принимал практически никакой пищи уже второй день. На вершине горы он и его товарищи по команде остановились, чтобы одеться, и спортивный директор Бьярне Риис предложил Ивану сойти с гонки, на что получил ответ: «Меня увезут отсюда только в машине скорой помощи, в техничку я не сяду».

Именно эта фраза придала образу Бассо героический оттенок, принесла ему уважение и восхищение болельщиков и проявила его гонщицкие и человеческие качества. Позже он говорил, что это сокрушительное поражение закалило его, выковало его характер, сделало его сильнее.

Оставшись в гонке, Бассо, хоть и лишился шансов побороться за общую победу, все же сумел показать, что на этой Джиро должен был быть истинным хозяином. Поправившись, он выиграл два этапа подряд – горный и гонку с раздельным стартом, не оставив никому никаких сомнений, кто является моральным победителем Corsa Rosa.

Правда, в конце сезона у Бассо проскакивали такие высказывания, что, мол, не надо было ему ехать на Джиро и тратить свои силы там, потому что именно это помешало ему победить на Тур де Франс. Он занял второе место, следом за Армстронгом, проиграв 4.40, но потерял возможность когда-либо побить американца в открытом бою – тот завершил свою спортивную карьеру. На пьедестале почета на Елисейских полях, когда великий ЛА произносил свою прощальную «тронную» речь, он заявил: «Иван, следующий год – твой», таким образом официально назначив себе наследника и поставив на Бассо клеймо «новый Армстронг», что сулило снова из года в год видеть одного и того же победителя. Возможно, этот факт сыграл некоторую роль в том, что происходило годом позже.

Но к началу 2006-го мало у кого были сомнения в том, что этот год будет годом Ивана Бассо. Посетовав на Джиро, он тем не менее снова был полон решимости ее покорить, после чего выиграть наконец-таки Тур де Франс и закрепиться в статусе лучшего супермногодневщика современности.

И Джиро 2006 действительно стала его бенефисом. CSC привезла на эту гонку лучший состав, Ивана защищали такие испытанные гонцы, как Састре, Куэста, Густов, Ломбарди. И уже на первом же этапе с горным финишем, все встало на свои места. Первым на Пассо Ланчано атаковал Дамиано Кунего, атаку поддержал Бассо – и ушел от Маленького Принца как от стоячего, в своем фирменном стиле, практически не поднимаясь из седла и не танцуя на педалях. Второй сокрушительный удар по соперникам был нанесен во время разделки на 50 километров, в которой Бассо был вторым вслед за Яном Ульрихом, приехавшим на Джиро потренироваться и согнать вес в боевых условиях перед Туром. Ближайший из конкурентов в генерале – Хосе Энрике Гутьерес Каталунья – проиграл Ивану две минуты. Кунего – шесть. При тогдашнем уровне соперничества, в отсутствие Лэнса Армстронга, разделка перестала быть слабым местом Бассо.

На той гонке казалось, что у него вообще нет слабых мест (разве что к таким можно отнести излишнюю осторожность на мокрых спусках). Джильберто Симони, буквально уничтоженный Иваном в родных горах, всю гонку называл его инопланетянином. Иван выиграл три горных этапа, включая королевский этап от Тренто до Априки через Гавию и Мортироло, который он закончил в гордом одиночестве с фотографией новорожденного сына Сантьяго в руках.

Иван выиграл Джиро с преимуществом более чем в 9 минут и, несмотря на разговоры о том, что уровень конкуренции оставлял желать много лучшего, подходил к Туру в ранге главного фаворита.

А потом грянула «Операсьон Пуэрто». У меня нет ни малейшего желания описывать те события: хронология, документы, статьи есть на любом велосипедном ресурсе, на велофорумах их не обсудил только ленивый. Период с июня 2006 года по май 2007 года – самый темный и неопределенный в жизни и карьере Ивана Бассо, и я опускаю рассказ о нем не потому, что хочу обелить своего любимого гонщика, а потому что считаю, что мы слишком мало знаем о том, что тогда произошло на самом деле. И никогда не узнаем всей правды. Какова на самом деле была степень вины Ивана (ведь он признался только в намерении употребления допинга, его обогащенной крови так никто и не представил); какова была степень осведомленности о происходящем Бьярне Рииса, который сразу же после начала скандала прервал с Бассо отношения, которые к тому моменту были едва ли не родственными, и который сам признался в употреблении допинга год спустя; какова была роль Лэнса Армстронга в подписании Иваном контракта с Discovery Channel, и был ли Брюнель «жертвой» нечестности Бассо.

Так или иначе, имя Ивана Бассо фигурировало в материалах «Операсьон Пуэрто», и 7 мая 2007 года, после долгого времени отрицания своей вины, он заявил: «Я – Бирилло».

Тут самое время бы поговорить о моральной стороне дела, но в этом вопросе, на мой взгляд, каждый должен решать для себя сам. Я прекрасно помню те времена, и архивы нашего форума хранят все те дебаты, когда я и другие болельщики доказывали всем и каждому, что Бассо просто не может быть виновен. И каким горьким было чувство, вызванное его признанием. И вопрос для меня лично тогда был не в том, как он мог быть связанным с допингом, а как он мог лгать. Но страсти улеглись, и хотя осталось немало обиженных и разочарованных, я считаю, что он свою вину искупил тем, что безропотно принял и отбыл наказание. Полтора года дисквалификации, плюс еще почти год без гонок - достаточная цена для того, кто мог за это время стать трехкратным победителем Тур де Франс. Что случилось, то случилось. Каждый имеет право на ошибку. И каждый имеет право на второй шанс. На мой взгляд, прав Лэнс Армстронг, призвавший «забыть и простить».

По словам самого Ивана, его постоянно мучила совесть. Он не пускается в долгие объяснения мотивов своих поступков, и, наверное, действительно не должен никому ничего разъяснять. Главным для него в период после признания было прощение его семьи, которое он получил, и его жена Микаэла и дети стали его главной опорой в то время, когда он пытался найти для себя перспективу. И, надо сказать, она очень быстро нарисовалась.

Бассо поставил перед собой цель вернуться еще более сильным, чем он был до скандала. И он начал идти к этой цели уже с осени 2007 года, став, наверное, самым необычным спортсменом, отбывающим дисквалификацию. Он не исчез – он постоянно был на виду эти полтора года. Его фан-сайты постоянно держали болельщиков в курсе того, что происходит с Иваном, чем он занят, что он планирует. Его фанаты – вот кто проделал огромную работу для того, чтобы велосипедный мир не забыл, что есть такой гонщик Иван Бассо. Он принял участие в десятках встреч, в десятках гонок, он нашел новых личных спонсоров, которые помогали ему и вдохновляли его. Его поддерживали и коллеги: среди них Паоло Беттини, Давиде Ребеллин, Франко Баллерини. Джованни Ломбарди после ухода из CSC стал личным менеджером Ивана. В общем, Иван не остался в одиночестве – его возвращения ждали. Ждали с еще большим нетерпением, когда весной 2008 года им был подписан контракт с командой Liquigas, когда начала поступать информация о его тренировках, когда был составлен гоночный план на 2009 год. И дождались.

Этот период для Бассо-человека не прошел незамеченным. Он извлек уроки из своих ошибок и научился жить после провала. Проводил много времени со своей семьей, занялся благотворительностью. Заново, по его словам, подружился с велосипедом. Теперь ему уже 31 год, он взрослый человек, который привык отвечать за свои поступки. Мне кажется, что все это должно сказаться на нем как на гонщике, сделать его лучше, сильнее. Это нам предстоит увидеть уже этой весной.

Сезон 2009, наверное, самый долгожданный за последние три года, которые прошли под знаком непрекращающихся скандалов. За это время в мировом пелотоне выросли новые звезды – Альберто Контадор, Анди Шлек, многого добились те, кто в «допуэртовский» период были на вторых ролях – Ди Лука и Састре. А теперь возвращается Бассо, возвращается Армстронг, и что нас ждет на гонках этого сезона – совершенно неясно, но ужасно интересно. На что сейчас способен Иван, не знает, наверное, и он сам, и есть вероятность того, что мы будем разочарованы. Но, признаться честно, у меня есть хорошее предчувствие, что вернулся он не зря, и через несколько лет эту статью можно будет смело дополнять новыми данными о его достижениях.

«Есть множество людей, которые разочарованы во мне, но я не могу сделать ничего для того, чтобы их отношение изменилось, кроме как честно и прозрачно выполнять свою работу. А тем людям, которые верили в меня, видели меня в гонках, следили за моими тренировками, не нужны слова – им нужны факты».

Источник: http://astanafans.com/

Категория: Велоспорт | Добавил: haris (31.01.2009) | Автор: Toscana
Просмотров: 776 | Рейтинг: 0.0