Очередной велосезон завершился. Для казахстанских поклонников велоспорта в уходящем году важных событий было не мало. Чего стоит одна только долгожданная победа «Астаны» на самой прстижной гонке «Тур де Франс» в исполнении Альберто Контадора. Не менее долгожданным оказалось и возвращение самого титулованного казахстанского велосипедиста Александра Винокурова. Отбыв двухгодичную дисквалификацию на «Тур де Франс» по обвинению в применении допинга, Вино, несмотря на уже довольно зрелый возраст (в этом году Александру исполнилось 36), вернулся на профессиональное шоссе и снова ставит перед собой серьезные задачи. Весь этот сезон был хорошо приправлен финансовыми проблемами «Астаны». Об этом и о том на прошлой неделе корреспондент «PROСПОРТ» поговорил с Александром Винокуровым. – Сколько казахстанских городов вы посетили во время последнего визита на родину? – Алматы, Астана, Петропавловск. В основном моя поездка была посвящена презентации фильма Питера Бермана о моем возвращении в велоспорт после дисквалификации. Мы показали картину в Алматы и Петропавловске. На премьерах я пообщался со зрителями. В Петропавловске заехал к родителям, в каждый свой визит в Казахстан я стараюсь навещать родителей. А в Астане я был, в общем, проездом, только успел передать кое-какие документы в Федерацию велоспорта. – Была возможность заехать в детские велосипедные секции в этих городах? Какое-то развитие наблюдается? – В Петропавловске никуда заехать мне, конечно, не удалось – слишком сжатый был график. Я у родителей-то побыл всего-ничего. Что касается развития, могу сказать, что в Петропавловске всегда было достаточное количество школ, где дети могут заниматься велоспортом. Я стал в последнее время замечать, что по улицам казахстанских городов все больше людей ездят на велосипедах, причем в профессиональной велосипедной форме. Это приятно. А в Алматы я побывал на занятии в секции, пообщался с 12–14-летними детьми, увидел, что у них есть стремление заниматься. – Если сравнивать сегодняшний день и 2005 год, когда «Астана» еще не существовала, что изменилось? – Стало больше детей, увлекающихся велоспортом. Теперь, когда у нас есть своя казахстанская команда, куда в будущем гораздо реальнее попасть подрастающим ребятам из нашей страны, чем в какие-то далекие европейские клубы, энтузиазма должно прибавляться. – Может быть, стоит организовать континентальную казахстанскую команду, куда нашим молодым гонщикам было бы попасть еще реальнее? Ведь были клубы «Капек», «Улан»? – Конечно, такие команды просто необходимы. Если сравнивать их бюджеты с бюджетом той же «Астаны», то организация континентальной команды не выглядит такой уж сложной задачей. И на сегодняшний день этот вопрос открыт. У меня лично есть огромное желание сделать в Казахстане континентальную команду. Но сейчас все заняты проблемами «Астаны». – Когда, по вашему мнению, у нас может появиться континентальная команда? – Думаю, до конца 2010 года этот вопрос еще не решится. Может быть, через два года. – Многие уже могли видеть фильм «Команда «Астана». Возвращение Винокурова». Но хотелось бы, чтобы вы сами рассказали об этой картине. – Я познакомился с Питером Берманом в начале этого года. Он рассказал мне, что прежде писал книги, участвовал в съемках каких-то фильмов и предложил мне сделать фильм о том, как я был дисквалифицирован, как решил вернуться в профессиональный велоспорт, о том, какие есть в нашем деле подводные камни, не видимые простому болельщику, который только читает газеты и смотрит трансляции по телевидению. – Насколько откровенным получился этот фильм? – Конечно, мы не стали рассказывать абсолютно обо всем, мы не называли никаких имен. Но на некоторые вещи все же зрителям глаза открыли. – Лидер «Астаны» последних двух лет испанский гонщик Альберто Контадор неоднократно говорил, что из-за серьезных финансовых затруднений, с которыми сталкивалась в 2009 году казахстанская команда, он хотел бы перейти в другой коллектив. Какое у него настроение сегодня? – Из-за того, что Казахстанская велофедерация не предоставила в UCI (Международный cоюз велосипедистов. – Прим. авт.) необходимых документов до 20 октября, Контадор, как и любой другой гонщик, мог в одностороннем порядке расторгнуть контракт с командой, но он не спешил этого делать. Сейчас, я думаю, он ждет, как поведут себя руководители «Астаны». Если все вопросы будут улажены до крайнего срока, Контадор наверняка останется в нашем клубе, ведь здесь ему предлагают такие условия, какие не предлагают больше нигде. Он просто хочет получить гарантии своего будущего. – Контракт с Фондом национального благосостояния Казахстана «Самрук-Казына» о финансировании «Астаны» до конца 2013 года уже подписан и предъявлен в UCI. Почему же их этот документ не устраивает? – В Европе ничего не знают о «Самрук-Казына». Если на рядового казахстанца это название производит впечатление, то на европейца – нет. Поэтому UCI затребовал гарантийное письмо непосредственно от самого ФНБ «Самрук-Казына». – Когда гонщики «Астаны» последний раз получали зарплату? – Я знаю, что несколько дней назад были выплачены деньги за сентябрь. За октябрь долги пока остаются. – Контракт с «Самрук-Казына» уже подписан. Почему до сих пор не выплачиваются деньги по задолженностям за этот год? У ФНБ нет денег? – Деньги, думаю, есть. Такие у нас дела в Казахстане – бумажная волокита и привычка все делать в последний момент. – Бюрократия? – Наверное, можно и так сказать. – В последнее время все больше говорят о том, что вашему бывшему одноклубнику и партнеру по сборной Казахстана Андрею Кашечкину «Астана» предлагать контракт не собирается. Прокомментируете? – Президент UCI Пэт МакКуэйд против того, чтобы Кашечкин выступал в «Астане». Он говорит, мол, у вас и так уже есть гонщик, недавно отбывший дисквалификацию, имея в виду меня. Если «Астана» подпишет контракт с Кашечкиным, думаю, проблем в будущем сезоне у клуба будет предостаточно. Поэтому, я склонен считать, что Кашечкину придется подыскивать другой клуб. – Клуб, выступающий в престижных гонках серии Pro tour? – Нет, наверное. МакКуэйд будет одинаково строг к любой профессиональной команде, в которую придет Кашечкин. Думаю, в следующем году Андрею нужно будет погоняться за континентальную команду. – Почему же Андрею закрыта дорога в протуровский клуб, а для вас – нет? – Кроме Кашечкина, многие гонщики также не имеют возможности выступать за протуровскую команду. Это и Лэндис, и Расмуссен. Ко мне у UCI тоже очень много вопросов. Я не хожу в любимчиках у МакКуайда. – По-вашему в подобном отношении к гонщикам, отбывшим дисквалификацию, можно винить всю организацию UCI? Или это происходит исключительно по воле ее президента? – Думаю, организация ведет себя так, как ведет себя ее президент. При другом руководителе, политика UCI, может быть, изменится. – Что вы можете сказать о новом менеджере «Астаны» французе Ивоне Санкьере? – Я познакомился с ним уже довольно давно. У Санкьера была своя команда на рубеже столетий. У него огромный опыт в профессиональной Французской лиге велосипедистов. – Если Санкьера сравнить с Бивером или Брунелем? – Думаю, новый менеджер будет работать на команду, а не против нее. – Вы считаете, что Брунель работал против команды? – Думаю, да. В ряде случаев он принимал решения, вредные для «Астаны». Так, я считаю, на «Тур де Франс-2009» он не справился с атмосферой в клубе и допустил конфликт между лидерами. – Но конфликт проявился все-таки уже после окончания «Тур де Франс»... – Задача генерального менеджера заключается в том числе и в том, чтобы вообще не допустить никаких конфликтов. Кроме того, он был не прав еще и в том, что не хотел подписывать контракт со мной. Федерация настаивала на том, чтобы я снова выступал за «Астану», а Брунель всеми возможными способами этого избегал. – Итак, выбирая нового менеджера для «Астаны», Федерация велоспорта Казахстана прислушивается к мнению UCI, принимая решение брать Кашечкина в команду или нет, казахстанская сторона снова прислушивается к мнению UCI. Вы думаете, такими действиями можно обезопасить «Астану» от каких-либо неприятностей в будущем сезоне? Недопусков на гонки не будет? – Думаю, да. Но дело еще и в нынешнем статусе «Астаны». По правилам UCI команда, ставшая лучшей в предыдущем сезоне, не может быть не допущена к участию в протуровских гонках. – Недавно в СМИ появилась информация о том, что итальянский гонщик Кристиан Морени станет первым, кто выплатит Международному союзу велосипедистов штраф в размере своей годовой зарплаты за применение допинга. В начале года вы говорили, что не собираетесь платить такой штраф, потому что никто прежде этого не делал. От вас до сих пор требуют этой выплаты? – Конечно. Никто просто так об этом не забудет. Я все же надеюсь, что платить мне не придется. В ноябре пройдут слушания в Лозаннском суде. Морени принудили выплатить этот штраф в суде. Может быть, исход моего дела будет другим. – Сколько от вас требуют? – Несколько сотен тысяч евро. – Когда начнете подготовку к следующему сезону? – Скоро начну. У меня еще какое-то время продлится отдых. Но для того, чтобы в 2010 году быть конкурентоспособым, нужно уже сейчас начинать интенсивно тренироваться. – Тренируетесь в коллективе или самостоятельно? – Тем профессионал и отличается от любителя, что может работать сам и не нуждается в постоянных подначиваниях. – Какие задачи перед собой ставите на следующий год? – Если Контадор будет выступать в «Астане», буду помогать ему победить на «Тур де Франс». – Ваши личные задачи? – Может быть, поборюсь за призовое место в генеральной классификации «Джиро д’Италия». Если будет шанс стартовать в «Большой петле», снова постараюсь выиграть этап или два. Хотя для меня будет большим счастьем, если я просто выйду на старт во Франции. Очень соскучился по этой непередаваемой атмосфере. – На «Вуэльте-2009» вы тоже ставили перед собой задачу выиграть этап. Почему вам этого не удалось? – Я выбрал подходящий для себя этап. Доехал до финиша в лидирующей группе. За 300 метров до конца этапа соперники, как и я, начали спурт, но у меня уже не хватило сил. Видимо, мне не хватило соревновательной практики в 2009 году. – На будущее первенство планеты строите какие-то планы? – Чемпионат мира 2010 года пройдет в Австралии. Обе гонки, и групповую, и индивидуальную, придется ехать по равнине. Думаю, мне имеет смысл готовиться только к «разделке». Если весь сезон пройдет удачно, можно будет попробовать. – В принципе чувствуете в себе силы для этого? – Я очень неплохо подготовился к последней гонки с раздельного старта в этом году и выиграл ее. Если бы с такой ногой я подошел к чемпионату мира, можно было бороться за призы. – С момента вашего возвращения в велоспорт поступали ли в ваш адрес предложения войти в состав каких-то команд, кроме «Астаны»? – Я вел переговоры с российской «Катюшей». Но это был запасной вариант, на случай, если не выйдет с «Астаной». Мы даже не обсуждали, буду ли я лидером команды или стану работать на другого гонщика. Думаю, теперь об этом уже можно забыть. – Ранее говорили о том, что в скором будущем в Казахстане будет организована гонка серии Pro tour. Как с этим проектом обстоят дела? – Пока эта тема только в мечтах. Мне кажется, раньше 2013 года не получится сделать такую гонку .
|