Пятница, 29.03.2024, 10:07:11
Начало Каталог статей Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню
Категории статей
Занимательно
Велоспорт
Спортивное питание
Пригодится
Праздники и символы
Рецепты питания
Computer
Статьи
Форма входа
Поиск по статьям
Наш опрос
Что было раньше: ЯЙЦО или КУРИЦА ?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 27
Статистика
Каталог статей
» Каталог статей » Велоспорт
Паоло Савольделли - Il Falco
«То, как спускается Паоло Савольделли, недоступно никому из ныне едущих Джиро д’Италия. Это его территория, и он здесь хозяйничает. Il Falco в своем любимом упражнении по-прежнему великолепен: спускается Паоло просто божественно»

Сергей Курдюков, Джиро 2005

Джиро 2005-го года навсегда, наверное, останется моей любимой гонкой – именно тогда, на третий год увлечения велоспортом, я прониклась им по-настоящему. Та драматичная гонка как будто открыла мне глаза на саму суть этого спорта, и вот спустя четыре года у меня появилась возможность рассказать о человеке, который стал ее победителем, о том, про кого с таким восхищением рассказывал тогда Сергей Курдюков, а я удивлялась: почему я раньше не слышала о Паоло Савольделли? Возможно, он один из самых «неприметных» победителей гран туров последних лет: скромный, не публичный, не скандальный. И в то же время очень уважаемый, как в кругу коллег, так и среди болельщиков. И хотя его карьера завершилась в прошлом году, интерес к Саво сохраняется до сих пор.

Паоло Савольделли родился 7 мая 1973 года в городе Clusone, провинции Bergamo, в Ломбардии, в Италии. Семью его можно назвать вполне велосипедной: отец, Джузеппе, в молодости был неплохим велосипедистом, дядя со стороны матери, Атиллии, тоже добивался успехов на шоссе. Велогонщиком стал и кузен Паоло. Однако его родные братья – Кристиано и Давиде – велоспортом не увлекались, в то время как сам Паоло с раннего детства мечтал стать профессиональным спортсменом. В седле он с 8 лет, а на старт своих первых соревнований вышел в 14 лет.

С детства Паоло отличался независимостью и самостоятельностью решений – после третьего класса средней школы он бросил учебу и устроился работать маляром вместе с отцом. Занятие это доставляло ему довольствие, и впоследствии он говорил, что продолжал бы работать на этом поприще, если бы не велогонки. Он совмещал профессию маляра и велоспорт до того момента, когда ушел служить в армию. Пребывание в военной части в Болонье он также вспоминает с радостью.

К сожалению, о юниорских и андеровских годах Паоло Савольделли никакой информации, кроме той, что выступления его были отличными, найти не удалось. Поэтому повествование сразу перемещается в 1996 год, когда Паоло дебютирует в профессионалах в составе российской команды Roslotto-Mg Mobili под руководством итальянца Морено Арджентина. Уже в первый год своих выступлений он финишировал на Тур де Франс, и до сих пор гордится этим, вспоминая этот факт как одно из главных своих достижений. Первые два года в профиках прошли для него без побед, однако в 1997-м году уже можно выделить очень достойный результат – 13-е место в генеральной классификации Джиро. Паоло зарекомендовал себя как потенциальный многодневщик. «Для меня гонка должна продолжаться как минимум 5 дней: только так мне удается ее осознать: увидеть, что происходит, и что я могу сделать».

Паоло Савольделли и Иван Готти, 1998 год

В 1998-м году он переходит в Saeco-Cannondale, и его результат на Джиро растет – на сей раз 9-е место. Перед Джиро он выиграл престижную Джиро дель Трентино, одержав первую крупную победу в карьере.

Победа на Trofeo Laigueglia

Но по-настоящему ему удалось проявить себя годом позже. Зимой он выигрывает на Trofeo Laigueglia, весной повторяет успех на Джиро день Трентино, а на Джиро становится одним из главных соперников Марко Пантани в борьбе за победу в общем зачете.

Демонстрируя блестящий стиль на спусках, он одержал победу на 14-м этапе Джиро Bra-Borgo San Dalmazzo. Газеты писали: «Савольделли спикировал за славой». Тогда-то и появились две его клички – Камикадзе и Сокол (Il Falco). «Я камикадзе? – вопрошал Паоло. – Нет, чтобы выиграть, я, конечно, рисковал, но все время сохранял концентрацию. Я проезжал эту гору на машине и отметил для себя опасности этого спуска».

На этой гонке Паоло проявил себя и как незаурядный раздельщик, финишировав вторым в длинной разделке в Тревизо. На предпоследнем этапе Марко Пантани был снят с гонки, и Паоло вышел на старт лидером, хоть и не в розовой майке. Однако на Мортироло он проиграл Джиро, потеряв четыре минуты и пропустив вперед Ивана Готти. Сам Паоло в генеральной классификации стал вторым, всего на секунду опередив Джильберто Симони.

В 2000-м году он выходил на старт Джиро в качестве фаворита, выиграв перед этим Тур Романдии и этап Джиро дель Трентино. Гонка началась удачно – в прологе по Ватикану он финишировал вторым вслед за Яном Хрушкой, но по итогам гонки стал только 24-м, упав на одном из этапов и всю Джиро залечивая раны. Проблемы со здоровьем не позволили ему проявить себя и на Тур де Франс, где он был 41-м.

Не слишком удачным выдался и 2001-й год: две победы на Туре Романдии и опять непопадание в десятку на Джиро (14-е место). Из-за всех проблем его многодневщицкий талант начал чахнуть, и к его услугам все чаще прибегали для развоза на финиш неудержимого Марио Чиполлини. «Когда вы работаете на вашего товарища по команде, и он выигрывает, – это прекрасное чувство. Вы чувствуете себя причастным к успеху», – заявлял Паоло, но наверняка ему хотелось большего.

В 2002-м году он покидает Saeco и переходит в Alexia Alluminio, команду второго дивизиона, где, однако, становится единоличным капитаном.

Джиро 2002 года известна допинговыми скандалами с Джильберто Симони и Стефано Гарзделли, и на этот раз Паоло не упустил своего шанса облачиться в розовую майку, несмотря на не оправдавшиеся надежды на помощь команды.

После 16-го этапа Савольделли занимал шестое место в генеральной классификации, проигрывая 48 секунд молодому Кэделу Эвансу. Однако на 17-м этапе – Corvara in Badia-Folgaria – австралиец поймал кризисный день и проиграл разом 17 минут. Савольделли же стал вторым на этапе, уступив только Павлу Тонкову, и стал лидером общего зачета.

Перед решающей разделкой на 44 километра Паоло заявил: «Я надеюсь, что розовая майка придаст мне экстра-мотивацию, учитывая, что Хэмилтон (проигрывающий ему 1.43) – настоящий специалист раздельного старта». Однако его опасения не оправдались: он опередил Тайлера Хэмилтона на 14 секунд и стал победителем Джиро.

«Я ехал первые 10 километров как будто короткий пролог. Психология – ключевой момент в разделках, и я должен был показать Хэмилтону, что не собираюсь терять времени. Когда я услышал, что я опережаю его, мой боевой дух поднялся очень высоко». Савольделли прекрасно понимал, что выиграл Джиро во многом благодаря стечению обстоятельств, однако эта победа значила для него очень многое: «Розовая майка – плата за все жертвы, что я принес. Каждый мальчик в Италии мечтает выиграть Джиро, но я никогда не думал, что сделаю это».

Сразу после этой победы поползли слухи, что Паоло интересуется Лэнс Армстронг, однако в итоге он подписал контракт с Deutsche Telekom. И с этого момента в его карьере все пошло наперекосяк. В феврале 2003 года во время командных сборов на Тенерифе Паоло сбил мотоцикл. Результат – пять переломов: носовой перегородки, верхней челюсти, пальца руки и двух позвонков. Сезон был перечеркнут. Выздоровление шло трудно, сам Паоло называет этот период «временем страданий и постоянных рецидивов». Он постоянно чувствовал себя виноватым из-за своего вынужденного бездействия.

Сезон 2004-го года складывался немногим лучше: перед самым Тур де Франс Паоло снова упал, сломав кисть и сильно поранив лицо. Однако он был полон решимости выступить хотя бы на Вуэльте, но команда не включила его в заявку.

Паоло казалось, что смена команды избавит его от неудач, и, как ни странно, Армстронг был по-прежнему в нем заинтересован. Сезон 2005 года Савольделли начал в цветах команды Discovery Channel, но уже в январе стало ясно, что ему не удалось убежать от злого рока. На сборах в Калифорнии Паоло падает и ломает ключицу, которую врачам пришлось скреплять девятью болтами и пластиной. Однако измученный травмами Паоло так и не узнал слова «сдаться». Он приложил все силы для того, чтобы как можно быстрее восстановиться и выйти на старт. И хотя врачи запретили ему месяц даже думать о велосипеде, через три недели он был уже в седле. А в апреле полноценно участвовал в Туре Романдии, одной из любимых своих гонок.

На первой неделе Джиро 2005 года Паоло Савольделли был практически незаметен, хотя неизменно оказывался где-то рядом с победителями на финише. На длинной разделке во Флоренции он был 3-м после Забриски и Бассо и также занимал третье место в общем зачете перед первым серьезным горным этапом в Доломитовых Альпах – Marostica – Zoldo Alto. Тот этап запомнился всем демонстрацией блестящей формы Ивана Бассо, провалом Дамиано Кунего – и возвращением Сокола. На спусках Савольделли вновь демонстрировал свое филигранное мастерство, приводящее зрителей в восторг и заставляющее их задерживать дыхание от страха. В горе он также держался более чем достойно, и в итоге стал победителем этапа. Бассо же облачился в розовую майку.

«Я действительно хотел выиграть этап сегодня. После двух лет я не мог рисковать проиграть сегодня, потому что никогда не знаешь, что может случиться. Поэтому я работал с Бассо, а не рисковал, чтобы в итоге проиграть. Но между нами не было никакой договоренности – я просто был расчетливее на финише, в спринте. Бассо был сильнее меня на подъемах сегодня. Я должен извиниться перед ним за то, что сидел у него на колесе последние 2 км. Для меня слишком важно было выиграть этап, а он взял розовую майку. Таким образом, все сложилось удачно для каждого из нас. Я уже достиг моей цели: я хотел быть конкурентоспособным и выиграть этап, и я сделал это».

После этого этапа директор Discovery Channel Йохан Брюнель заявил, что место в тройке сильнейших на финише гонки для Савольделли вполне реально.

Следующим полем сражения стал 13-й этап – Mezzocorona – Ortisei. В тот день Иван Бассо уже ощущал на себе признаки приближающегося кризиса, проиграв минуту и уступив Савольделли розовую майку. «Сейчас я добился большего, чем ожидал, что любого сделало бы счастливым. Я хорошо подготовился к этой Джиро, даже с учетом остановки из-за моей сломанной ключицы. Возможно, я слишком много гонялся перед Джиро в предыдущие годы и еще до нее уставал физически и морально. Мне кажется, становлюсь лучше с каждым днем. Теперь у меня есть розовая майка, и давайте посмотрим, что из этого получится. Моя цель состояла в том, чтобы вернуться и быть конкурентоспособным. Я достаточно пострадал в прошедшие два года…».

На следующий день, на этапе Egna – Livigno через Stelvio Савольделли отстаивал свою розовую майку, уже не оглядываясь на Бассо. После первой горы к нему подъехал Джованни Ломбарди, товарищ Ивана по CSC и попросил придержать немного поезд Discovery Channel, потому что Бассо нужно было остановиться. Савольделли выполнил его просьбу, но при штурме Stelvio стало ясно, что Иван потерял все. Паоло сожалел о том, что так получилось, но теперь в поле его зрения были новые соперники: «Джиро будет выиграна в Милане, не раньше. У нас впереди еще трудные этапы. Симони очень силен, но я думаю, что мы все знали это и до гонки. Я не думал, что смогу вести гонку так сильно, как это получается сейчас».

Решающая битва между ним и Джильберто Симони произошла на предпоследнем этапе – Savigliano – Sestriere (Le Valli Olimpiche). На пути стояла Colle delle Finestre, гора, которую Савольделли потом назовет самой сложной из тех, что ему приходилось преодолевать. Когда Симони и Ди Лука заключили соглашение и ушли в отрыв, он вынужден был действовать только от обороны, рассчитывая на свое мастерство на спусках. «Я боялся в самом начале подъема на Finestre, потому что темп был очень высоким. Я не думал, что потяну его. Я пошел в своем собственном темпе. Я был очень аккуратен в том, чтобы есть и пить, потому что это самое важное на подъеме, чтобы не заполучить кризис».

Но затея беглецов не удалась. Соло Рухано, судороги у Ди Луки – и Симони в итоге остался только вторым. Паоло финишировал на этапе 7-м с отставанием в полторы минуты от Симони, а в генерале сохранив над ним преимущество в 28 секунд. «Я прошел эту Джиро без лишних проблем. Я знал, что могу потерять майку сегодня. Но я не был бы расстроен, если бы отдал ее гонщику, который был готов атаковать и рисковать всем… Я не чувствую себя как один из великих чемпионов Джиро, потому что старые чемпионы атаковали друг друга на подъемах и демонстрировали большую временную разницу. Я в большей степени стабильный, гонщик, и я должен все просчитывать, потому что я знаю свои пределы».

В Милане на следующий день Паоло Савольделли официально короновали как двукратного чемпиона Джиро. Впоследствии он говорил, что понимал, каким образом ему досталась победа в 2002-м, поэтому очень хотел выиграть Corsa Rosa еще раз, чтобы доказать всем и себе тоже, что он способен побеждать в равной борьбе с равными конкурентами.

Но победа эта не вскружила ему голову – в июле он с готовностью отправился во Францию помогать Лэнсу Армстронгу завоевывать седьмой титул на Тур де Франс и был вознагражден за это победой на 17-м этапе Pau – Revel.

«Все пошло хорошо с начала сезона. Я знал, что у меня есть возможность выиграть этап Тура, но в процессе я усвоил, что на Туре очень трудно выиграть… но когда это случается, вы так счастливы! Когда я был на подиуме, я испытал такие невероятные эмоции из-за всех этих людей вокруг. Раньше со мной такого не происходило».

2005-й год действительно стал самым удачным в карьере Савольделли, и в сезоне 2006 он приехал на Джиро с явным намерением отстоять свой титул. И с ходу подтвердил слово делом, выиграв первый этап в бельгийском городе Seraing. «Я счастлив начать гонку в розовой майке – точно так же, как я покинул ее в прошлом году».

Но сама гонка у него не задалась. То ли виной тому действительно была аллергия на цветущие растения, то ли Паоло промахнулся с формой, пройдя пик раньше, чем требовалось. Так или иначе, он не был соперником ни Бассо, ни даже Симони, заняв в итоге неплохое пятое место, но с гигантским отставанием в 19 минут.

Сезон 2007-го года Савольделли начинал уже в цветах команды Astana. Он традиционно отлично проявил себя на Туре Романдии, но вот на Джиро стал только вторым номером команды после Эдди Маццолени, своего земляка и давнего друга. Несмотря на свой звездный статус, Саво, чьи шансы были перечеркнуты падением, самоотверженно помогал Маццолени взобраться на подиум, а сам наградил себя победой на разделке на 20-м этапе в Вероне. «Это было способом вернуться. Я счастлив. Этот результат очень помогает. Я чувствую себя лучше, потому что падение слишком много взяло у меня, но теперь я вернулся».

На Тур де Франс 2007-го года Саво должен был помогать Александру Винокурову, однако все мы знаем, чем это закончилось. К концу года стало ясно, что команда уже не та, на которую он подписывался работать, и Паоло стал искать для себя другие варианты. Наиболее подходящим из них стала континентальная команда LPR под руководством Фабио Бордонали. Бордонали в один год удалось заполучить двух сильнейших действующих многодневщиков Италии – Савольделли и Ди Луку, уволенного из Liquigas.

Они должны были составить звездную пару на Джиро 2008, и в итоге так и получилось, хотя ни Саво, ни Ди Лука ни снискали там особых лавров. «Для нас, итальянцев, эта гонка облачает вечным шармом, является магической. И хотя я уже выиграл ее два раза, я все еще очарован ею». Но Савольделли в который раз выступал лишь в амплуа звездного грегари и собой прежним мог быть только на спусках, стремительно бросаясь вниз, демонстрируя свою смелость и все свое мастерство.

Однако до побед уже было не дотянуться, и летом прошлого года, в 35 лет, несмотря на все уговоры Фабио Бордонали, Паоло Савольделли объявил о завершении своей карьеры.

За 13 лет профессиональной карьеры он одержал 24 победы, два раза становился победителем Джиро д’Италия, выиграл 4 этапа на Джиро, 1 на Тур де Франс и провел 14 дней в розовой майке лидера. Возможно, он так и не стал настоящей звездой, но его всегда можно привести в пример как образцового спортсмена.

«Я на велосипеде с восьми лет, а гоняюсь с 14-ти, и продолжал работать, и это было весело, и я терпел. Как будто страдание – это норма. Велоспорт дал мне характер, дух, мужество и способность принимать вещи такими, какие они есть».

На вопрос, не рано ли в 35 лет завершать карьеру, он ответил: «Возможно, я ошибаюсь. Велоспорт фактически дал мне все. Но теперь я решил тихо заниматься строительством и недвижимостью. Работать с производителями, покупать и продавать землю, стоить дома. Все отлично».

Читая интервью Паоло, его дневники и статьи о нем, начинаешь видеть в нем некоего философа от велоспорта. От него не дождаться громких заявлений и длинных разглагольствований, но его мировоззрение безусловно интересно и заслуживает уважения. Несмотря на отсутствие образования, он бесспорно умен и очень рассудителен во всем, что касается его ремесла.

«Лучшее в велоспорте – это пересечение финишной черты первым, когда можно сказать себе: «Я это сделал».

Худшее: «Допинг и все, что вредит имиджу велоспорта. В группе мы все заодно, но когда у кого-то возникают проблемы с допингом, он остается сам по себе. К тому же в велоспорте слишком много стресса и давления».

Один из самых невезучих гонщиков, Паоло, тем не менее, не сдавался на протяжении всей своей карьеры. «Думал ли я о том, чтобы все бросить? Можете мне не верить, но не думал, несмотря на все неприятности».

Паоло счастливо женат – он женился в 2002 году, его супругу зовут Симонетта. Они познакомились в Колере, в баре, и это была любовь с первого взгляда. Рассказывая о жене, Саво подчеркивает ее ангельское терпение и любовь к велоспорту. В семье Савольделли подрастают две девочки – Марика и Джулия, и Паоло не хотел бы, чтобы его дочери в будущем посвятили себя спорту: «Велоспорт – спорт не для девушек. Родители, пытающиеся сделать своих детей чемпионами любой ценой, совершают большую ошибку. Дети должны только веселиться и играть».

Паоло с дочерью Марикой на Джиро 2007 года

Говоря о себе, Паоло не прибегает к приукрашиваниям и громким словам: «Я считаю, что у меня хороший характер. Я тихий, у меня нет особых претензий. Я стараюсь делать все настолько хорошо, как только могу. Когда все хорошо, меня ничего не беспокоит: ни километры, ни переезды, ни разлука с домом. Но когда что-то не так, тогда все кажется сложным».

Спокойный, рассудительный человек, Саво тем не менее удовлетворяет свою потребность в острых ощущениях в любви к скорости. Он обожает все, что связано с миром моторов, и является большим поклонником Формулы-1. Сам активно катается на лыжах – как горных, так и беговых. «Я не выбираю море для каникул. Каникулы для меня – это горы. Я родился под Бергамо, и у меня дом в горах, в Колере. Тысяча метров над уровнем моря – идеальный вариант для тренировок и отдыха. Горы – это красота и свобода. Я люблю ходить на лыжах, и самый прекрасный момент – это когда вы стоите на вершине и видите под собой только снег. Вы не видите машины и здания. И не слышите шум и голоса людей. Я люблю лыжи, но выхожу на них всего пару раз в год. И прихожу домой с больным животом, потому что весь день боялся ошибиться. Я имею привычку подниматься слишком высоко и должен быть осторожен». Ему свойственен риск так же, как свойственен страх. Он не робот, просто парить в горах – это его талант. И даже учитывая все его многочисленные прозвища – Саво, L’Angelo, Baby Face (за нестареющие черты лица), главным и самым почетным остается все же Il Falco – Сокол. И, скорее всего, он останется эталоном скоростного спуска еще на долгое время, и долгое время его будут приводить в пример, и долгое время мы будем вспоминать его блестящие, захватывающие дух атаки, слыша в эфире, как кого-то из ныне действующих гонщиков, сравнивают с Паоло Савольделли.

Категория: Велоспорт | Добавил: haris (16.09.2009)
Просмотров: 571 | Рейтинг: 0.0